Методы диагностики
Целью диагностики в тибетской медицине является установление истинных причин заболевания с тем, чтобы посредством лечения устранить их и вернуть организм в здоровое состояние. В этом состоит коренное отличие тибетской медицины от аллопатической (западной), усилия которой направлены лишь на устранение симптомов, и лечение не затрагивает подлинной сути болезни. Вот почему представители западной медицины, как правило, не находят времени, чтобы узнать обстоятельства возникновения и развития болезни, характер питания и образ жизни своего пациента, его психо-эмоциональное состояние и выносят суждение исключительно на основании жалоб больного и одного - двух явных симптомов. Если бы врач стремился выяснить суть болезни, то ошибки при таких скудных данных были бы почти неизбежны. Лекарь, не различающий признаков болезни, пар может принять за дым, а дождевую тучу принять за туман - сказано в тибетском медицинском трактате «Чжуд-Ши» (Тантра Объяснений). Но в том-то и дело, что врач-аллопат изначально видит свою задачу лишь в устранении симптомов, а не в лечении болезни - поэтому его действия вполне закономерны. При повышенной температуре он выпишет жаропонижающие средства, при высоком давлении — гипотензивные препараты, при нервном возбуждении — седативные средства, при кожных проявлениях — гормональные мази, при астматической одышке - гормональные ингаляторы и т.д. Последствия такого «лечения», как правило, бывают плачевными. По существу, человек остается без какой-либо надежды избавиться от своей болезни, попадает в физическую и психологическую зависимость от принимаемых химических средств, а их побочное действие окончательно разрушает его здоровье. Длительным приемом химических препаратов, таких, как гормоны и цитостатики, можно добиться кратковременной ремиссии, приглушения основных острых симптомов заболеваний, но в конечном итоге человек попадает в «мышеловку» — он становится надолго или навсегда привязан к таблеткам, порошкам, инъекциям.
Пациент обращается со своими жалобами к одному врачу, который отсылает его к другому, тот к третьему, и так начинается бесконечное хождение по кругу от специалиста к специалисту, каждый из которых рассматривает симптомы заболевания лишь в узких рамках своей специализации. Если же случай не укладывается в эти рамки, врач оказывается бессилен. И конечно, не видя причины недуга, не определив корень зла, он не возьмет на себя полную ответственность за лечение. На одном из листов атласа тибетской медицины «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл») — культурном и историческом памятнике 17 века — изображено дерево с двумя стволами, на которых имеются листья трех цветов: белый цвет символизирует конституцию Слизь; желтый цвет соответствует конституции Желчь; синий цвет обозначает конституцию Ветер. Состояние листьев, то есть конституций, находится в прямой зависимости от правильного образа жизни и характера питания. Человек, не соблюдающий должных правил поведения и питания, подвержен болезням, что отражено на состоянии первого ствола. Второй ствол имеет правильные и красивой формы листья, и его венцом являются два плода — плод здоровья и плод долголетия.
В правом верхнем углу находится изображение Будды медицины. Люди, следующие учению Будды (думаю, не только Будды, но и других религиозных деятелей, поскольку ни одно из традиционных религиозных учений не направлено против человека), любящие всех живых существ, благодарно принимающие заботы лекарей, верящие в добро и выздоровление, сильные духом — только такие люди способны к легкому излечению и долгой жизни